Как создавали сцену на лестнице из фильма «Броненосец „Потёмкин“», которая произвела революцию в кино

Как создавали сцену на лестнице из фильма «Броненосец „Потёмкин“», которая произвела революцию в кино Здоровье

Без этого эпизода у нас не было бы «Безумного Макса», «Дюны» и других любимых боевиков.

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

«Броненосец Потемкин» — один из самых значимых фильмов в истории кино. Директор центра, 27-летний Сергей Эйзенштейн, разработал основы теории монтажа, которыми до сих пор пользуются современные специалисты. Рассказываем, как появилось и стало культовым это фото сцены на лестнице в Одессе. 

О какой сцене речь и что в ней происходит 

В фильме рассказывается история восстания 1905 года на броненосце «Потемкин». Когда моряки корабля обнаружили в своем рационе жуки, они взбунтовались. Лидер повстанцев Вакуленчук погиб в бою, а его товарищи устроили церемонию прощания. Люди стекались в порт, чтобы проститься со своими героями, но попали в ловушку. Царская армия начала резню на ступенях Одессы.

За несколько минут на экране произошло множество событий. Люди в панике бежали по лестнице и были расстреляны солдатской формой. Ребенка растоптали. Пожилой женщине выстрелили в глаз, когда она молила о пощаде. Умирающая молодая мать толкает коляску с годовалым ребенком, катящуюся навстречу смерти. 

Казнь на ступенях Одессы стала одним из самых громких моментов немого кино. В этой сцене Эйзенштейн демонстрирует свои авангардные способности.

Кто и как придумал сцену 

Фильм считается эпической хроникой революционных событий 1905 года. Съемки планировалось пройти в нескольких советских городах. Эйзенштейн даже начал съемки в Ленинграде, но город был окутан туманом, и съемки застопорились. 

Время поджимало — изначально фильм планировалось выпустить в январе 1925 года, к 20-летию первой русской революции, но это было летом 24-го числа. В результате сценарий сократился до двухстраничного эпизода — «Восстание на броненосце «Потемкин». 

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

Съемочная группа отправилась в Одессу, к месту исторического события. Хотя основа уже была прописана в сценарии, большая часть фильма была создана под влиянием самого места – знаменитых львов, тумана и лестницы. 

На самом деле ужасающие события 1905 года происходили не на лестнице. Это место предложил помощник режиссера Михаил Штраух. Он показал Эйзенштейну картину художника-очевидца, изображающую казнь на одесской лестнице. 

Читайте также:  Перечислены лучшие диеты для похудения для пожилых

По словам Штрауха, эскиз напомнил режиссеру резню в Риге в 1905 году, свидетелем которой он стал в детстве. Одно добавлялось к другому, и в день приезда Эйзенштейн сначала пошел осмотреть лестницу, а затем нарисовал чертежи установки.

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

Известен анекдот, в котором Эйзенштейн придумал ключевую сцену, когда ел на лестнице вишню и выплевывал косточку. Похоже, они от кого-то прячутся.

Режиссер опроверг эту историю в своих мемуарах: «Именно «бег» шагов породил концепцию сцены, а ее «взлет» вдохновил режиссера на новый «полет» толпы, «летящей» вниз по ступенькам» «Бег» кажется не чем иным, как физическим проявлением первого ощущения при вступлении на лестницу». 

Но это достоверная информация из воспоминаний режиссера: всех героев сериала Эйзенштейн нашел на лестнице в Одессе. В фильме мать, катящая коляску по городу, становится символом крайней жестокости властей. Как забитый мальчик, так и солидная дама с пулей в глазу. 

На месте мероприятия режиссер нашел и массовку. Профессиональные актрисы исполняли лишь роли женщины в пенсне и матери, идущей к строю солдат. Остальные исполнители были либо моряками ВМФ СССР, либо местными жителями.

Как проходили съёмки

Эйзенштейн и фотограф Эдвард Тис продолжали экспериментировать. У Тиса был другой объектив, который сам по себе был уникальным для той эпохи. Один — взять общий план этажа, другой — крупный план. 

В некоторых сценах камере приходилось двигаться. В 1920-е годы организовать это мероприятие было не так просто, так как большое и тяжелое оборудование стояло на устойчивой треноге. Кроме того, у одесской студии нет специального фотоаппарата. Бригаде пришлось построить его из подручных материалов — небольшой тачки и деревянных перил. 

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

Эйзенштейн и Тис впервые в советском кино использовали зеркала для координации освещения в натурных съемках. Особенно это видно в сцене, где мать поднимается по лестнице с убитым ребенком. Направление ее движения определяется большим прямоугольником света на ступеньках. Это отражение солнца в большом зеркале.

Почему сцена стала культовой 

Самое замечательное в этой сцене не съемки, кастинг или операторская работа, а монтаж. Хотя все перечисленное безупречно.

С помощью монтажа, посредством чередования линз, лиц, ритмов и сюжетов Эйзенштейн конструирует устрашающий образ. Внизу кадра появляется ряд безликих солдат. Она без колебаний шла вперед, сталкивая людей с лестницы. Толпа разделилась на свои заговоры. Ряды солдат едины и не имеют идентичности. Ее действия преследуют только одну нечеловеческую цель: раздавить и убить. 

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

Одесская лестница – образец превосходной экшн-сцены, созданной по принципу «монтажа аттракционов». Суть этого подхода заключается в том, чтобы разбить сцену на несколько смысловых элементов и затем на монтажном столе объединить отдельные кадры в новую эмоциональную историю .

Читайте также:  В России снова покажут культовое аниме «Мой сосед Тоторо» студии Ghibli

Эта сцена не имеет непрерывности, но в этом нет необходимости. Например: кадр идущих солдат заменяется изображением женщины, толкающей коляску, а затем солдаты снова начинают идти, а женщина уже истекает кровью, ее ребенок плачет, а коляска раскачивается. В эпизоде ​​не показано, как солдаты направляли оружие на женщин и стреляли, но зрители уже прочитали это по объединенным кадрам.

На месте убийства женщины также были кадры с ее ребенком. Теперь телезрителей волнует не только ее смерть, но и судьба их детей. Таким образом, Эйзенштейн захватывает внимание аудитории, создает сильное напряжение и наполняет боевые сцены смыслом, иллюстрируя, насколько жестокими были репрессии царского режима.

Как сцена повлияла на поп-культуру 

Любой современный жанровый фильм построен по принципу «монтажа аттракционов». Ярким примером отличного боевика является «Безумный Макс». Попробуйте разложить каждую сцену на составляющие, и вы поймете, что они построены на той же последовательности кадров, что и серия «Одесская лестница.

Но многие кинематографисты не просто использовали в своих фильмах прием Эйзенштейна, но и пытались повторить сцену на лестнице.  

Перестрелка из «Неприкасаемых»

Режиссер Брайан Де Пальма — любитель кино. Он часто включает в свои работы цитаты и отсылки из своих любимых фильмов. В гангстерском фильме «Неприкасаемые» о драке между полицией и Аль Капоне Де Пальма последовал заветам Эйзенштейна и устроил сцену перестрелки на лестнице. Он даже добавил коляску, катящуюся по ступенькам, что добавило энергии и без того напряженной сцене. 

Побег Лаури из «Бразилии»

Сказочная антиутопия рассказчика Терри Гиллиама наполнена отсылками и цитатами из мировых культур. В конце появляется Одесская лестница. Маленький человечек Сэм Лоури ради своей мечты решил восстать против системы и потерял рассудок после пыток.

Ему приснилось, что он сбежал из плена, отбился от солдат и вместе со своей возлюбленной вознесся в мир грез. Но как одесситам не видать искупления, так и герою дальше застенка не пройти.

Художественная реконструкция из «Второго трагического Фантоцци»

Как создали сцену с лестницей в «Броненосце Потемкин», которая произвела революцию в киноиндустрии

Эйзенштейн также неожиданно нашел место в серии фильмов по комиксам об Уго Фантоцци, обывателе Италии 1970-х годов.

Во второй части главный герой страдает от тирании своего босса, одержимого кино. Он не только заставляет своих сотрудников после работы смотреть самую скучную киноклассику, но и реконструирует по ним их любимые сцены. К ним относится Потемкинская лестница. 

Читайте также:  Этим людям в день надо ходить не меньше 11 тысяч шагов, и вот почему

В ремейке сериала Фантоцци играет ребенка, катящего коляску. Его жена Пина перевоплощается в убитую горем мать, которая пытается остановить солдат, но получает выстрел в лоб. Фильм иронично назывался «Броненосец Курт Омкин“».

Сон Фрэнка из «Голого пистолета 33⅓: Последний выпад»

«Голый пистолет» — это серия пародийных комедий, основанных на типичных голливудских полицейских драмах. В шоу представлены сцены из Бонда, Коломбо, Грязного Гарри и других популярных боевиков. «Неприкасаемые» Де Пальмы — один из них.

Третья часть сериала начинается с безумной сцены, в которой главный герой — отставной полицейский — стреляет в мафиози на лестнице. Он спас президента и папу, а его партнер Нордберг одновременно поймал четверых детей, выпавших из колясок. 

Фрэнк проснулся в холодном поту – это оказался сон. Это трехэтажная пародия на сцену с лестницей из «Неприкасаемых», которая, в свою очередь, является цитатой Эйзенштейна.

Экскурсия по одесской лестнице из «Лестницы»

Збигнев Рыбчинский — польский аниматор-авангардист и экспериментатор в области техники анимированного коллажа, лауреат премии «Оскар». В начале 1980-х он переехал в США, где снял фильм «Лестница». 

По сюжету группа американцев тестирует новую технологию — погружаясь в кинокадры. Так панк-пара, мать с ребенком, бизнесмен и дипломат, миллионер, модель, ковбой и другие оказались на лестнице линкора «Потемкин». «Посетить сцену“».

Бонусный оммаж: вторжение Харконненов в «Дюне»

Создатель «Дюны» Дени Вильнев восхищался Эйзенштейном, особенно его способностью передавать конфликт и напряжение без использования диалога. Хотя прямых отсылок к «Броненосцу» в «Дюне» нет, сам автор заявил, что его вдохновил эпизод «Одесская лестница» во время съемок вторжения Харконнена на Арракис. 

По сюжету герцог Атрейдес просыпается посреди ночи от странного отражения на стене и выходит из спальни, чтобы разобраться. Спускаясь по лестнице, он видит убитую горничную, а затем получает отравленный дротик в собственную спину. Эти события отредактированы с помощью общих планов атаки и битвы при Арракисе.

Может быть, вы видели отсылки к знаменитым сценам Эйзенштейна в других фильмах? Поделитесь в комментариях.  

Евгений Селиванов
Главный редактор , anhealth.ru
Более 20 лет нахожусь в медицине. пациенты и коллеги просили делиться своими методиками лечения и выявлением симптомов при заболеваниях в интернете. Так что будьте здоровы вместе со мной!
Оцените статью
Anhealth.ru
Добавить комментарий