Обучающие задания тренируют ум и способствуют полному пониманию мира.
Многие ученики начальных классов неохотно открывают некоторые учебники. Они утверждают, что биология или астрономия им точно ни к чему – нет смысла тратить на них время. Давайте разберемся, почему стоит изучать предметы, включенные в программу среднего образования.
- 1. Математика, точные науки
- Способность оперировать абстрактными категориями
- Умение выделять главное и формировать структуру
- Навык внимательности
- 2. Литература, гуманитарные предметы
- Способность поставить себя на место другого человека
- Умение видеть причины и последствия событий
- Навык отстаивать свою точку зрения
- 3. Естественно‑научные предметы
1. Математика, точные науки
У тех, кто считает себя гуманистами, много претензий к точным наукам, особенно к алгебре и геометрии. К счастью, мало кто возражает против возможности складывать, вычитать и умножать. Более того, мало кто думает, что изучение пропорций или вычисление процентов бессмысленно.
Например, эти навыки пригодятся тем, кто следит за своими финансами. То есть почти все.
Но не все согласны с решением квадратных уравнений. И еще меньше желающих знать правила тригонометрии или вычислять пределы функций. А зря: такие задания — отличная тренировка для мозга, а также позволяют развить некоторые важные навыки.
Способность оперировать абстрактными категориями
Соотношения или проценты можно легко представить и проиллюстрировать примерами. Но абстрактные понятия неявно присутствуют в свойствах алгебраических функций или правилах вычисления производных. Их невозможно проследить по пальцам или объяснить житейскими примерами. Поэтому, чтобы понять некоторые части математики, нужно научиться мыслить абстрактными категориями. Этот процесс может быть непростым, но он также является хорошим упражнением на логическое мышление.
Развитая логика поможет найти правильное решение в любой ситуации. Например, не дайте себя обмануть тактике манипулятора. Одним из них является принцип ложной дихотомии. Это когда вас пытаются убедить, что из сложной ситуации есть только два выхода: неприятный выход и способ, которым вас подталкивает манипулятор. Но на самом деле это логическая ошибка и всегда есть другие решения.
Это может звучать примерно так: «Если вы покупаете у нас холодильник, значит, вы хороший человек, потому что часть выручки мы жертвуем на благотворительность. Ну, даже если в нем нет всех необходимых вам функций. Если вы не купитесь на это, вы пойдете против благотворительности. Вы ведь не хотите чувствовать себя бездушным и бессердечным, не так ли?»
У вас есть только два выхода: купить не тот холодильник или признать, что вы плохой человек. Хотя на самом деле вариантов больше. Предполагая, что у вас есть выбор оборудования в другом месте, вы можете самостоятельно поддержать любой благотворительный фонд, если посчитаете это необходимым. Это грубый пример; иногда поведение манипуляторов гораздо более тонкое. Но логика поможет им не сдаться.
Умение выделять главное и формировать структуру
На первый взгляд любая часть учебника по математике может показаться набором случайных терминов и правил. Но тогда становится ясно, что между всеми символами и понятиями существуют строго определенные отношения.
Можно сказать, что каждая часть математики — это многоуровневая игра с четкими правилами. Если вы посмотрите на них внимательно, то увидите красивую и сложную конструкцию, в которой каждый элемент находится на своем месте и взаимодействует с другими элементами. И как именно он это делает, нам станет ясно.
Этот навык помогает понять, что важно, а что менее важно в различных ситуациях жизни и работы.
И положить все на полку. Например, напишите статью, резюме отчета или просто напишите пост в социальных сетях, который люди не перестанут читать после первого абзаца. Или приготовьтесь обсудить аргументы в пользу повышения со своим начальником и подумайте, как лучше всего построить разговор. Во всем этом умение увидеть главное и сформировать структуру значительно сэкономит время и силы и поможет достичь поставленных целей.
Навык внимательности
Многие математические задачи решаются в несколько этапов. Кроме того, нужно быть внимательным на каждом шагу и не допускать ошибок. Например, действие требуется при сокращении длинных и сложных алгебраических выражений.
Такие задачи помогают сохранять концентрацию и не терять концентрацию. Ну а если где-то в расчетах допущена ошибка, вам нужно будет перепроверить свои действия, найти неверный шаг и исправить его. Этот процесс также хорош для тренировки концентрации и мышления.
Способность добиваться своих целей, не застревая, не теряясь и не разочаровываясь, — еще один важный навык. Конечно, он очень сильно развился благодаря спорту. Но математические задачи также могут послужить отличным интеллектуальным и личным тренером.
2. Литература, гуманитарные предметы
Эти предметы позволяют развивать эмоциональный интеллект. Люди в Интернете часто сетуют, что никто не учит детей понимать эмоции и что без этого навыка сложно общаться и строить отношения. Хочу возразить: они учат. В школе, на уроке литературы, который многим не нравится. Вот еще несколько важных навыков, которые последний помогает развить.
Способность поставить себя на место другого человека
В классических произведениях мы видим нечто большее, чем просто пересказ событий, произошедших с персонажами. Автор подробно описывает, что чувствуют герои и как эти переживания побуждают их к тем или иным действиям.
Причем внутренние монологи героев описаны настолько подробно, что их сложно не понять. Мы можем увидеть происходящее глазами литературного героя и испытать те же эмоции, что и он.
В буквальном смысле поставьте себя на его место. И понять, почему он сделал один выбор, а не другой.
Да, произведения, входящие в школьную программу, были написаны более века, а то и двух столетий назад. Но основы психологии человека, основные принципы ее устройства не изменились. Мы также можем быть счастливыми, грустными, испытывать боль и гнев. Умение видеть ситуации глазами литературных героев можно применить и в реальной жизни. Например, попытайтесь увидеть семейные конфликты с точки зрения вашего партнера и понять его недостатки в общении.
Умение видеть причины и последствия событий
Этот навык можно развивать на уроках литературы и истории. Они помогают не только понять конкретную ситуацию, но и то, что было раньше и что будет дальше. Люди особо не меняются, и можно заметить некоторые причинно-следственные связи между происходящими с ними событиями. Это означает учиться на опыте других до вас, а не совершать собственные ошибки.
Например, если вы слишком долго откладываете принятие сложного решения, закрываете глаза на проблему и ждете, пока она каким-то образом разрешится сама собой, все может закончиться катастрофой. Опыт главного героя чеховского «Вишневого сада» наглядно демонстрирует это. Поэтому, если в реальной жизни возникает сложная ситуация, следует немедленно принять решение, даже если хорошего решения пока не предвидится.
Навык отстаивать свою точку зрения
Одно и то же литературное произведение может привести людей к совершенно разным выводам. Оценка книги или исторического героя также может совершенно отличаться от написанной в учебнике.
Например, Чацкий в «Упадке ума» — человек, стремящийся обо всем составить собственное мнение, прислушивающийся прежде всего к самому себе и не признающий навязанной власти. Примерно так написано в учебнике. С другой стороны, тот же герой — самовлюбленный нарцисс, которому необходимо внимание и восхищение, но в то же время ему некогда спрашивать, как будет жить без него любимая девушка. В учебнике об этом не сказано. Но на уроке, а особенно в реферате, можно попытаться обосновать такую точку зрения.
Для этого придется искать аргументы, которые сложно оспорить.
Бывает, что учителя просто не приветствуют точки зрения, отличные от учебниковых. Это также хороший повод усилить свою аргументацию и научиться реагировать на возражения. Этот навык обязательно пригодится, потому что не все в жизни разделят вашу позицию. Так что стоит попрактиковаться в отстаивании своей точки зрения. Да, иногда в школе за это могут получить не очень высокие оценки. Но опыт участия в дискуссии останется всегда.
3. Естественно‑научные предметы
Биология, химия, география помогают лучше понять, кто мы и в каком мире живем. К этому же списку можно добавить астрономию и физику — они также обсуждают строение Вселенной и законы, лежащие в основе ее существования.
Можно возразить: если бы мы вдруг забыли, что Земля похожа на шар, в нашей повседневной жизни ничего бы не изменилось. Ведь не имеет значения, находитесь ли вы в самолете или едете на велосипеде по поверхности гигантской сферы. Остальные знания фактически бесполезны.
Мы рассматриваем только повседневные вопросы, которые лично важны для каждого человека. На них, похоже, никоим образом не повлияли открытия генетиков или открытия палеонтологов. Нас не волнует, сколько единиц занято в периодической таблице химических элементов, и нас не волнует, что происходит на другом конце Вселенной.
Во-первых, нам действительно не нужно много фактов в учебнике. Мы их быстро забываем и никогда больше не вспоминаем. Но любая научная информация добавляет что-то новое к нашему пониманию Вселенной.
Мы можем забыть сами факты, но видение мира всегда останется.
Например, кто-то обнаружил, как работают вакцины. Другой человек пропустил урок по этому поводу. И его легче убедить, что любая вакцина — это продукт заговора плохих актеров. А вакцинация невозможна, потому что все болезни могут быть вызваны только вакцинами. Первому внушить это было бы практически невозможно, даже если он забудет множество конкретных фактов.
Другой пример. Если вода кипит, ее температура всегда равна 100 °С (на уровне мирового океана — в горных районах это значение ниже). И его температура не меняется независимо от того, кипит он или нет. В любом случае, яйца будут готовы одновременно. Это означает, что вы можете смело уменьшить огонь, ослабив процесс кипения, но не останавливая его и экономить энергию. Знания из курсов физики помогли нам это понять.
Это кажется мелочью. Но таких мелочей вокруг так много, что сложно сказать, когда нам понадобится еще один факт в школьной программе. Поэтому стоит учитывать, что лишних знаний не бывает.
- Хотите связаться со мной?