Каждый родитель беспокоится о своем ребенке и его развитии. Иногда родители просто завалены информацией и советами и не знают, на что обращать внимание в поведении своих детей.
В жизни родители обычно ведут себя в двух крайностях. Некоторые люди становятся чрезмерно обеспокоенными, что приводит к бесконечным повторным осмотрам ребенка у разных специалистов. И наоборот, другие пытаются спрятаться от «советников», рискуя потерять драгоценное время, не обращая внимания на важные сигналы.
Евгения Ермолаева, клинический психолог, исполнительный директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, говорит, что стоит не только опираться на личный опыт других мам, экспертов или блоггеров, но и учитывать вопросы раннего детства. Научно доказанные факты развития.
Таким образом, по данным Всемирной организации здравоохранения, на раннее развитие ребенка и риск возникновения различных заболеваний в будущем могут отрицательно повлиять:
-
Особенности течения беременности. Например, нехватка кислорода на поздних сроках беременности или родов;
-
Употребление женщинами алкоголя и других токсичных веществ и наркотиков во время беременности и кормления грудью;
-
Ребенок рождается недоношенным;
-
Осложнения во время или сразу после родов;
-
В семье есть риск генетических заболеваний;
-
Послеродовая депрессия у матери.
Евгения Ермолаева
Клинический психолог, исполнительный директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства, эксперт ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНИСЕФ
«В любом случае стоит помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально. Если вы не знаете о перечисленных рисках, возраст от 0 до 3 лет очень чувствителен, и важно быть очень осторожным и регулярно следить за ростом вашего ребенка». » советует Евгения Ермолаева.
10 сигналов, которые должны насторожить
Эксперты перечисляют 10 факторов, которые могут указывать на задержку развития у ребенка.
1. В возрасте 5 месяцев и старше дети не могут следить глазами за движущимися предметами, игрушками или вами. Это может указывать на ухудшение зрения.
2. Малыши старше 6 месяцев не могут держать головку, а также не могут переворачиваться из лежания на спину. Это может указывать на нарушение функционирования двигательной системы.
3. В возрасте 6 месяцев и старше малыш не реагирует на громкие звуки, не вздрагивает и не поворачивает голову в сторону звука. Это может указывать на потерю слуха.
4. В возрасте 6 месяцев и старше дети редко улыбаются, радуются и смеются. Это может указывать на проблемы с психическим здоровьем.
5. В возрасте 1 года и старше дети не могут сидеть самостоятельно или пытаются стоять, опираясь ногами на опоры. Это может указывать на помехи в двигательной области.
6. Старше 1 года малыш не тянется к взрослым, не различает чужих людей и себя, мать и отца. Это может быть показателем психического здоровья и когнитивных нарушений.
7. Старше 1 года малыш не реагирует на собственное имя и не может использовать такие жесты, как «здравствуй», «до свидания» и «дай». Это может быть показателем нарушения слуха, социального или когнитивного развития.
«Недавно к нам обратились специалисты одного из Монтессори-центров. Один из детей не реагировал на свое имя и не смотрел на предмет, когда на него указывал взрослый, играя монотонно: он просто крутил и катал предметы. Все это «красные флажки» сигнализировали о возможных признаках расстройства аутистического спектра.Мы провели дополнительные обследования и разработали индивидуальный план реабилитации малыша. Благодаря внимательному отношению педагогов ребенок был оперативно пролечен специалистом значительно улучшилось», — говорит Евгения Ермолаева.
8. Старше 1,5 лет малыши не говорят, не показывают пальцем и не спрашивают, когда чего-то хотят. Это может свидетельствовать о нарушении речи и социального развития.
«К нам часто приходят мамы, обеспокоенные тем, что их дети мало говорят или совсем молчат. Обследования чаще всего показывают, что развитие происходит согласно возрасту и что матери вообще не следует обращать внимание на сверстников. Бывают и случаи, когда у ребенка очень заботливые и понимающие родственники — в его жизни мало ситуаций, требующих речи, поэтому он не говорит. Однако иногда необходимы дополнительные занятия по развитию моторики и физические упражнения, после которых ребенок еще и начинает говорить», — добавляет клинический психолог.
9. В 2 года и старше малыш очень разборчив в еде, не может есть ложкой. У ребенка нет режима сна, он никак не сигнализирует, когда мочится. Это может указывать на психическое здоровье и когнитивные задержки.
10. В 2,5 года и старше ребенок не играет с предметами – не кормит куклу, не катает машину, не разговаривает по телефону, не может правильно собрать пирамидку или простой пазл. Возможно, когнитивное развитие ребенка задерживается.
«В этом году к нам на прием пришли родители девочки 2,5 лет. Она спокойно играла с пазлами и собирала игрушки, могла долго сохранять концентрацию внимания. Девочка пользовалась достаточно сложной литературной лексикой и в ее речи были легкие для изучения стихи. При этом родители и воспитатели столкнулись с необъяснимой истерикой и отказом от еды. Также в детском саду опасались, что девочка негативно отреагирует, если к ней подойдут другие дети интенсивное диагностическое тестирование из-за риска развития аутизма, поделился эксперт Санкт-Петербургского института раннего вмешательства.
Куда идти с вопросами
Если вас беспокоят какие-либо проблемы с развитием вашего ребенка и вам нужен совет, обращайтесь только к профессионалам, врачам и специалистам по раннему вмешательству.
Начните с педиатра и, при необходимости, направьте к детскому неврологу.
- Хотите связаться со мной?