Прошло так много лет, что некоторые люди, возможно, не помнят свое детство. Однако подростки вряд ли будут рассказывать о первых годах своей жизни. Почему природа так задумала, почему мы забываем такой важный этап жизни, как учимся ходить, говорить и активно исследовать этот мир?
Есть несколько объяснений тому, почему люди не помнят вещи из своего детства.
«Во-первых, наш мозг на данный момент не до конца развит, поэтому наша способность запоминать события ограничена», — пояснил эксперт одноименной Национальной психиатрической больницы № 1. Алексеева. «Во-вторых, детская амнезия может привести к забвению событий из детства».
Какое ваше самое раннее детское воспоминание?Большинство людей помнят себя в возрасте 3–4 лет. А все, что было «раньше», как правило, исчезает из памяти.
«Детская (младенческая) амнезия — это явление, при котором люди забывают события, произошедшие с ними в раннем детстве. Возможно, амнезия в раннем детстве возникает потому, что мозг еще не полностью сформирован, и воспоминания из детства сохраняются как долговременные воспоминания». Считается, что это происходит потому, что это часто не установлено», — говорит психиатр. «Более того, ранние воспоминания могут дублироваться или путаться, что также может затруднить их сохранение».
Однако ученые еще не выяснили точную причину детской амнезии.
Есть и другая версия. В раннем детстве все, что с нами происходит, как правило, очень однообразно, поэтому запоминать особо нечего. Недаром мамы в декрете называют этот день «Днем сурка». Следуйте системе, каждый день, всегда одно и то же. Затем, когда ребенку исполняется три года, он идет в детский сад, и его жизнь кардинально меняется. Между тем жизнь малышки спокойна и осторожна.
Кроме того, в этот период дети тратят так много энергии и времени на изучение навыков и информации, что их мозг становится менее сосредоточенным на сохранении детских воспоминаний и начинает больше интересоваться другими вещами.
Исследования показывают, что в детстве наша способность запоминать вещи в течение длительных периодов времени постепенно улучшается.
«Невербальные тесты показывают, что к концу первого года жизни развитие памяти идет по правильному пути. К концу второго года долговременная память надежна», — говорит Университет Дьюка (Патриция Бауэр, факультет психологии и нейронаук (США).
Ученые провели эксперимент. Младенцам показывали новые предметы и учили ими пользоваться. Оказывается, дети уже в возрасте 6 месяцев могут запоминать действия в течение 24 часов, но забывают их к концу вторых суток. Через некоторое время 9-месячный ребенок может запомнить месячный объем информации. И в течение года, почти 20 месяцев после рождения.
«По мере того, как вы становитесь старше, этот эффект становится более сильным», — говорит Патрисия.
Гиппокамп — часть мозга, важная для формирования эпизодических воспоминаний, и одна из немногих областей, которая продолжает генерировать новые нейроны и во взрослом возрасте. Однако скорость образования нейронов у детей намного выше. Поэтому ученые пришли к выводу, что большое количество новых нейронов в мозгу ребенка разрушает уже сформированные существующие сети памяти.
Но если человек не помнит многих событий подросткового возраста, это уже тревожный сигнал.
Психолог Михаил Рабковский говорит: «Если ребенок не помнит, кто он, до 10 или даже 16 лет, психотерапевт должен что-то сделать». Верно и обратное: чем ярче и живее ваши детские воспоминания, тем больше вероятность, что у вас будет меньше детских травм.
«Из-за искажения памяти качество вашей первоначальной памяти может со временем ухудшиться. На наш мозг влияют различные факторы, включая восприятие, эмоции и интерпретацию, поэтому наша память со временем ухудшается. Она может быть искажена или изменена», — сказал эксперт из психиатрической клинической больницы.
Как меняется наша память с рождения и до взросления
-
0-1 год. Младенцы могут запоминать краткосрочные события, но с течением месяцев информация сохраняется на все более и более длительные периоды времени.
-
12 лет. Дети начинают запоминать события на более длительные периоды времени.
-
2-3 года. Улучшается декларативная память (на факты и события.
-
4-7 лет. Начинают появляться положительные воспоминания, воспоминания о том, что нужно сделать в будущем.
-
8-10 лет. Дети лучше запоминают факты и пространственные отношения (как один объект связан с другим в пространстве).
-
10-12 лет. Улучшается долговременная память. Развивает способность сознательно подавлять воспоминания.
-
Возраст 13-21. Улучшается проспективная и рабочая память.
- Хотите связаться со мной?