После 6 лет уже поздно: почему нельзя запускать дефекты речи у ребенка

После 6 лет уже поздно: почему нельзя запускать дефекты речи у ребенка Здоровье

Забавно, когда малыш сладко воркует и коверкает слова. Но только до определенного возраста. И тогда у ребенка возникают серьезные проблемы, о которых даже не подозревают родители. Многие люди считают, что с возрастом речь улучшится. Вот что отвечает психофизиолог.

После 6 лет уже поздно: почему нельзя запускать речевые ошибки у ребенка

«В детском саду речь не исправляли, в школе они наверняка будут говорить нормально» – современные родители возлагают слишком большую ответственность на учителей. Между тем у детей наступает критический возраст, после которого работать над речью будет гораздо сложнее. Более того, ошибки в произношении могут серьезно повлиять на успеваемость.

После 6 лет уже поздно: почему нельзя запускать речевые ошибки у ребенка

Виктория Ефимова

Психология, логопедия, психофизиология

Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз», профессор кафедры психологии развития и семейной педагогики РГПУ. А.И. Герцен

Поколение родителей-молчунов

«На развитие речи влияют биологические факторы (особенности внутриутробного развития, генетика, особенности рождения) и социальные. Чтобы научиться говорить, ребенок должен не только слышать речь, но и взаимодействовать с другими людьми, — говорит психофизиолог Виктория Ефимова.

По словам эксперта, за последние 20 лет у детей стали гораздо чаще встречаться нарушения речи и проблемы в развитии.

«Благодаря современной медицине выживают слабые малыши, у которых раньше просто не было шансов. Такие дети требуют гораздо большего внимания со стороны взрослых, поскольку к моменту рождения их нервная система не достигла необходимой функциональной зрелости, — объясняет Виктория.

Однако это не значит, что нужно разговаривать только с недоношенными детьми.

«Внимание взрослых необходимо всем детям для развития речи», — подчеркивает эксперт. «К сожалению, дети и родители проводят больше времени с гаджетами, вместо того, чтобы общаться друг с другом, как раньше. Многие врожденные проблемы можно компенсировать, поскольку мозг ребенка невероятно пластичен. Но не все родители используют этот период в жизни детская жизнь, когда все можно исправить».

Читайте также:  Кардиолог Погосова объяснила, почему нельзя почистить сосуды от холестерина самостоятельно

Эту проблему психофизиолог хочет донести до родителей, организовав образовательный форум «Пластичность детского мозга 2023», который пройдет в Санкт-Петербурге 9 и 10 сентября.

Будущие проблемы с речью видны уже в 4 месяца жизни

«Дело не только в том, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки», — говорит Виктория Ефимова. «Многие современные дети вообще не умеют говорить даже в 5-летнем возрасте».

Чем более выражены речевые проблемы у ребенка, тем раньше следует начинать коррекцию.

Если малыш 4-5 месяцев не рад общению со взрослым, а к году у него нет указательного жеста, нужно срочно обращаться к специалистам. Работа с такими детьми начинается с развития навыков довербального общения.

До 5-6 лет типично развивающиеся дети могут искажать или не произносить звуки «П», «Л». Это не страшно. Стоит обеспокоиться, если ребенок меняет слоги в словах, проглатывает» = часть слова.

Плохо, если в речи происходят замены звуков, которые в норме уже присутствуют в лепетании малыша. Например, плохой знак, когда ребенок говорит «га» вместо «да» или «тутла» вместо «кукла».

Поэтому логопеду следует заниматься не только производством звуков. Хорошая дикция – это вишенка на торте.

«У моего ребенка нет проблем с речью. Зачем ему логопед?»

— Как показывает практика, самим родителям сложно услышать, какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет, — отвечает психофизиолог. «Поэтому лучше обратиться к логопеду».

Эксперт предупреждает: проблемы с речью отражаются на успеваемости.

«Как правило, если ребенок не освоит правильное произношение в школе, есть риск, что возникнут проблемы с письменной речью», — говорит Виктория Ефимова. — Возможно, он не только неправильно произносит некоторые звуки, но и слышит их искаженно. Поэтому в школе будет сложно понять информацию на слух. В результате возникнут проблемы с обучением».

Читайте также:  Анализы без повода и сахар вместо таблеток: как мошенники наживаются на здоровье

После 6 лет уже поздно: почему нельзя запускать речевые ошибки у ребенка

В будущем дефекты речи могут существенно ограничить выбор профессии для ребенка. Ведь хорошая дикция необходима не только телеведущим и актерам.

«К логотерапевтам часто обращаются курсанты военных училищ», — говорит профессор. «Представьте себе офицера, который не может произнести буквы «Р» и «Л». Знаменитый рассказ о советском поэте, писателе, военном корреспонденте Константине Симонове. На самом деле его звали Кирилл, но он решил сменить имя, так как не умел произносить звуки «Р» и «Л».

Однако есть немало отличных ораторов, которые картавят и шепелявят. Самое главное – научиться убедительно выражать свои мысли с помощью речи.

«Проблема многих современных детей в том, что они испытывают трудности как с устной, так и с письменной речью», — признается Виктория.

Критический возраст

Так что не позволяйте ребенку ожидать, что он вырастет из ошибок в произношении.

«Все речевые проблемы лучше решаются до 6-7 лет», — подчеркивает наш эксперт. «Считается, что 6 лет – это критический период, после которого ребенок должен приложить гораздо больше усилий для улучшения качества речи».

Кстати, многие родители боятся логопедических детских садов. Они переживают, что ребенок начнет повторять чужие речевые ошибки и будет только хуже.

«Не нужно бояться логопедических садиков, это отличный способ успеть все исправить перед школой», — говорит Виктория Ефимова. — На ребенка не будут навешиваться ярлыки, даже если он участвовал в группе для детей «с тяжелыми нарушениями речи». Наоборот, общеизвестный факт: в логопедических детских садах детей хорошо готовят к школе».

Но если у ребенка действительно тяжелые речевые нарушения, могут потребоваться дополнительные индивидуальные занятия со специалистами, а также медикаментозные и немедикаментозные методы коррекции. В таких случаях эксперт рекомендует не ограничиваться яслями, а контактными центрами, специализирующимися на нарушениях речи. В таких центрах неврологи и педагоги работают в одной команде. А аппаратные исследования помогут понять, что мешает развитию речи ребенка.

Читайте также:  Эмоциональное удушение: как родители газлайтят детей и даже не замечают этого

«Нарушения речи сигнализируют о том, что мозг по каким-то причинам не справляется со своей задачей», — говорит Виктория Ефимова. — Ведь если ребенок развивается без особенностей, его не нужно учить говорить. Это происходит как бы само собой».

Евгений Селиванов
Главный редактор , anhealth.ru
Более 20 лет нахожусь в медицине. пациенты и коллеги просили делиться своими методиками лечения и выявлением симптомов при заболеваниях в интернете. Так что будьте здоровы вместе со мной!
Оцените статью
Anhealth.ru
Добавить комментарий